Вход
Архив номеров

№3 (42)

Скачать PDF версию журнала
  • "Мы пока еще ни о чем не договорились" - Беседы с отцом Месропом АРАМЯНОМ

    Беседы с отцом Месропом Арамяном.

    "Сейчас поразительное молодое поколение. Оно начитано, знает о своих традициях, участвует в богослужениях, воскресных литургиях, причащается. По воскресеньям во время литургии все церкви переполнены. Есть и очень интересное молодое поколение священников – очень ярких личностей. Они имеют дар слова, вокруг них собираются люди. Я могу сказать, что в Армении есть некоторое духовное движение, и это качественно новый уровень по сравнению с последними десятилетиями советского времени..."

  • "Аномия" - Рачья АРЗУМАНЯН

    Существует тяжелая форма социальной болезни – аномия, когда общество теряет способность различать границы и поддерживать иерархию ценностей. Наступает хорошо известная «разруха в умах», следствием которой становится «потерянность» как народа в целом, так и отдельной личности. Общество оказывается дезориентированным, причем благодаря не отсутствию необходимой информации и пр., а невозможности различения между допустимым и недопустимым, возвышенным и инфернальным. Следствием аномии становится нарастание хаоса в жизни народа, который медленно, но верно разъедает общественные устои. На первый взгляд в обществе присутствуют необходимые государственные, социально-экономические и прочие структуры, но им «не хватает воздуха», и выстроенные институты теряют смысл и предназначение. Когда отсутствие нормы становится нормой, не различаются границы, нет нарушивших и преступивших, нет преступников. Неспособность отличить моральное от аморального, нравственное от безнравственного ведет общество к неизбежному разложению и смерти – коллапсу, вне зависимости от кажущейся эффективности и надежности его институтов.

  • "Связь изображений армянских ковров с погребальным обрядом" - Лилия АВАНЕСЯН

    Одна из особенностей армянских ковров – связь изображений и орнаментов с культами, народными верованиями и ритуалами. Наш предмет исследования – ковры Сюника и Арцаха XIX-XX веков с изображениями, смысловое значение которых имеет отношение к погребальному обряду. В похоронном обряде армян до наших дней сохранились пережитки древнего погребального обряда, которые восходят ко временам становления земледельческой культуры. С началом развития земледелия зародились особые представления о загробном мире, в котором человек продолжает свою уже неземную жизнь. Тогда же в изобразительном искусстве древних вырабатывается система зна­ков, идеограмм, которые появляются на ри­туальных предметах, ис­пользуемых во время обрядов.
    Исторические Арцах и Сюник – знаменитые центры ков­ротка­чества не толь­ко Кавказа, но Передней и Малой Азии. Анализ смыслового значения не­­­­ко­торых изображений ков­ров Сюника и Арцаха благодаря древнейшим симво­ла­м выявляет связь этих изображений с древними ритуа­лами. Архаичные пред­ставления о рож­дении, жизни и смерти че­ловека, а также культы, возникшие по этому поводу, осо­бенно долго сохранялись в этих горных районах Армении. Именно эта особенность делает ис­кусство ковроделия Сю­ник-Ар­цахского региона непов­торимым и отличным от искус­ства ковроделия других ре­гионов Востока.

    15.01.2013 Лилия Аванесян Комментариев: 1 Оценка: 3,67/5
  • "Потянуть за нить" - Интервью с Лилией АВАНЕСЯН

    Интервью со старшим научным сотрудником отдела этнографии Музея истории Армении Лилией Аванесян.

    15.01.2013 Лилия Аванесян Комментариев: 0 Оценка: 4,33/5
  • "Этот борщ варится здесь" - Интервью с Александром ИСКАНДАРЯНОМ

    Интервью с директором Института Кавказа Александром Искандаряном.

    "Институт Кавказа основывали три человека: один швейцарец, один россиянин и один житель Армении. Все трое были этническими армянами. Был Викен Четерян из Швейцарии, был ереванец Марк Григорян, который сейчас работает в Лондоне на Би-би-си, и был я. Каждый из нас нечто принес в этот проект. Так как Викен Четерян был журналистом по профессиональному происхождению – тогда он работал в Le Monde Diplomatique – он принес идею журналистского образования. Я не очень понимаю, как называлась тогдашняя профессия Марка. Я бы назвал его «журналистологом» – в качестве филолога он занимался журналистскими текстами и опыт журналиста тоже имел. До приезда сюда, в Ереван, я никогда не преподавал журналистику. У меня были публикации в прессе по темам, которыми я занимался профессионально, но журналистом я не был. Я политолог, и мой вклад, соответственно, лежал в научной, политологической, части..."

    15.01.2013 Комментариев: 0 Оценка: 4,69/5
  • "По следам Св. Аурелиуса" - Армен ХЕЧОЯН

    Интерес к святым армянского происхождения, канонизированным другими христианскими конфессиями, возник у меня относительно недавно. Исследуя «армянский след» на территории современной Германии, я впервые услышал о существовании в местечке Хирсау (Гиршау), на юго-западе страны, средневекового монастыря, посвященного армянскому святому. Это известие крайне удивило меня. Такой же эффект оно производило и на моих собеседников, все они впервые слышали и о Хирсау, и о Св. Аурелиусе. Дело в том, что до сегодняшнего дня нет серьезного обобщающего труда по истории армяно-германских взаимосвязей, точно так же как не существует исследования, хотя бы справочного характера, посвященного армянским святым, признанным за пределами Армянской Апостольской Церкви. Поэтому и история Святого Аурелиуса малоизвестна. Сегодня, по прошествии двух лет, имея на руках список из нескольких десятков имен армянских святых в Европе, понимаешь, что в наличии мощей армянского святого в немецком монастыре нет ничего удивительного. А тогда мне не терпелось поскорее поехать в Хирсау, увидеть монастырь, услышать его историю. Поездка состоялась лишь через полгода. Все это время мы продолжали интересоваться Святым Аурелиусом и монастырем в Хирсау «на расстоянии», но особых сведений нам собрать не удалось. С возрастающим нетерпением мы ждали встречи с монастырем.

  • "Посмертная жизнь Св. Аурелиуса" - Интервью с Клаусом Петером ХАРТМАННОМ

    "Здесь в Кальве я в течение 25 лет руководил Высшей народной школой, до этого в Университете Тюбингена занимался темой Востока и религиозной географией, изучал ислам, ориенталистику, историю, теологию, религиоведение, географию. В связи с этим я работал и жил в Иране, Ираке, Сирии, Ливане, Йемене, всего на Востоке я провел 10 лет. И среди вопросов, которые я изучал, была тема христиан и мусульман: история, различные социологические характеристики, такие как уровень образования, миграция, посещение школы, ведение хозяйства и проч. Армяне были в этом смысле особой группой, с которой я много работал в Иране (Джульфа, Исфахан, Тавриз), а также в Сирии (Алеппо), Ливане (Антилиас) и т.д. Там я эмоционально сблизился с Арменией, и когда я приехал сюда, меня очень заинтересовало то, что я слышал об Аурелиусе – он, согласно легенде IV века, был армянином. Я установил контакт с различными группами: связался с мхитаристами в Венеции, армянскими общинами в Штутгарте и Эсслингене, с Католикосом в Эчмиадзине, архиепископом из Вены, который приезжал сюда..."

  • "Святой Аурелиус в Хирсау" - Теодор КЛЮППЕЛЬ

    …История никогда не протекает в безвоздушном пространстве, она всегда цепляется за конкретное. Это основной элемент человеческой жизни и сосуществования. И в отношении истории веры здесь нет ничего нового, она всегда схватывается лишь конкретно, в местах и людях. Покоящиеся здесь реликвии связывают 1500 лет истории веры; эта линия тянется из эпохи борьбы за сохранение истинной веры на крайней восточной границе ранней истории Церкви до сегодняшней «вселенской эпохи». Знак современности – организованная в 1989 году «Армянская неделя» в Кальве и Хирсау, когда реликвия, по традиции происходящая из Армении, – мощи Святого Аурелиуса – была осознана как «пожалуй, древнейший мост между христианской Арменией и Центральной Европой» и идентификационная точка разбросанных по миру армянских христиан.

    15.01.2013 Теодор Клюппель Комментариев: 0 Оценка: 3/5
  • "Этническая нация: ценности и интересы" (продолжение) - Карен АГЕКЯН

    Продолжение. Начало в АНИВ № 2 (41) 2012

    Можно бесконечно спорить о метафизическом смысле истории, но трудно отрицать, что важнейшее ее содержание – борьба за власть и ресурсы различных сообществ (национальных, этнических, религиозных, сословных, классовых, профессиональных, территориальных и проч.), в большей или меньшей степени руководимых структурами управления (государство, Церковь, гильдия, профсоюз, политическая партия, общественное движение и проч.) и/или неформальными, целеполагающими группами активистов. При этом для мобилизации сообщества возникает необходимость формулировать его ценности и интересы...